Когда в нулевых весь мир был помешан на гламуре, Васса Яковлева пропагандировала минимализм и эстетику русского конструктивизма. Когда все создавали яркую рекламу, Vassa&Co с осторожностью и вниманием формировали сообщество близких по духу людей.
Кажется, каждый шаг Вассы был намечен стремлением опередить ход истории. С другой стороны, когда твой бренд вне времени, так ли важно идти быстрее остальных? Разбираемся в интервью.
Ваша история как дизайнера началась с работы в Calvin Klein. Расскажите, как вы попали туда?
Я присоединилась к команде Calvin Klein по рекомендации после учёбы в университете Virginia Commonwealth University School of the Arts. Моё портфолио полностью совпадало с их эстетикой. Они были единственным брендом, который работал в стилистике минимализма, близкой мне по духу и соответствующей видению моего будущего бренда.
Тогда и появилась идея создать собственный бренд?
Во время работы в Нью-Йорке у меня сформировался свой собственный стиль, своя концепция. В 2000-х, когда в Москве царили роскошь, китч и олигархический гламур, я поняла, что могу предложить то, чего не было на рынке. Бренд VASSA&Co был первым, кто сделал эстетику минимализма востребованной и коммерческой. С самого начала мы делали ставку на индустриальное производство и статус «Сделано в России».
Миссия VASSA&Co — развитие идей русского конструктивизма в коллекциях, сохранение традиций лучших специалистов индустрии и исторического наследия. Даже наше расположенное в центре Москвы швейное предприятие является последним из 22-х производств ещё советского «Мосшвейпрома».
Что лежит в основе VASSA&Co?
Российский конструктивизм, минимализм, вневременная эстетика и высокое качество изделий.
В одном из интервью вы говорили, что Vassa&Co опережают время. Сейчас вы так считаете? В чём это проявляется?
Заложенные в основу Vassa&Co философия и идеи конструктивизма сегодня особенно актуальны. Доказательство — огромное количество выставок, современных пространств и лекций, посвящённых творчеству художников-конструктивистов начала века: Варваре Степановой, Надежде Ламановой, Любови Поповой, Ольге Розановой, Александру Родченко, Казимиру Малевичу, Элю Лисицкому.
Ещё вы говорили, что долгое время оставались в андеграунде: не использовали громкие маркетинговые кампании, сторонились широкой публики. Какой статус сейчас у Vassa&Co?
Мы используем маркетинговые инструменты, но делаем это точечно, коммуницируя с близкими по духу людьми. Стараемся делать ставку не на виральность, а на качество продукта и его дизайн, поэтому у нас очень высокая степень лояльности.
Вы часто рассуждаете о метафизических процессах, энергообмене, бессознательном. То, что скрыто от глаз, вас привлекает больше материальных вещей?
Многим женщинам дана способность видеть и слышать непроявленные процессы. Мой жизненный опыт доказывает, что духовный мир и сознание определяют нашу реальность. Что вверху, то и внизу, — ничего не бывает случайным.
Как думаете, на эту мысль повлияла профессия ваших родителей? (прим. ред.: родители Вассы работали в космической индустрии)
Я была свидетелем, как их масштабные цивилизационные идеи воплощались в реальность. Это вдохновляло меня на творчество и создание нового. Я часто обращаюсь к теме космоса и футуризма в коллекциях, в том числе в знак уважения к родителям.
Где для вас создавать моду проще — в России или в Америке?
Сейчас я всё больше осознаю, что для меня как для художника очень важна привязка к своим корням. Это мощный источник творческой энергии. От русского конструктивизма, который несёт в себе мощный культурный код, до русских женщин — их духовной и внешней красоты и животворящей силы. Я вижу огромные возможности для модного сообщества в России.
Получается, следите за отечественными коллегами? Кто нравится?
С интересом слежу за творческими людьми: фотографами, архитекторами, дизайнерами. Мне нравится то, что делает Светлана Тегин (прим. ред.: основатель Tegin Fashion House), и то, как Алёна Ахмадуллина поддерживает традиции русских промыслов. Из более молодых брендов интересно наблюдать за Ushatava.
Скоро у Vassa&Co юбилей — 25 лет. Расскажите, что чувствуете, когда думаете о такой серьёзной дате, и кого благодарите за эти чувства?
Как один день пролетели 25 лет. Мы создали пятьдесят коммерчески успешных коллекций, которые вошли в антологию российской моды. Vassa&Co регулярно успешно заявляли о себе на подиумах мировых столиц, открывали шоурум в Нью-Йорке и продавались в США, Европе, Японии и Канаде. По уровню дизайна и качеству продукта мы всегда конкурировали с международными брендами.
Мы создали устойчивый социально-ориентированный бизнес. Наше главное достижение — команда. Вместе мы преодолевали кризисы и оставались надёжной опорой друг для друга. Также я благодарна моим преданным идеям бренда коллегам и нашим единомышленникам, которые все эти годы выбирают стиль VASSA&Co.