Откуда взялось знаменитое бра-конус Мадонны, почему маленьких чёрных платья на самом деле два, и правда ли Рената «всё время ходит в Дэмне». Вспоминаем, как музы помогали дизайнерам формировать облик моды, и подмечаем, как они продолжают делать это сейчас.
Одри Хепбёрн и Юбер де Живанши
Весной 1953 года малоизвестная актриса Одри Хепбёрн начинала съёмки в романтической комедии «Сабрина», а её предыдущий фильм «Римские каникулы» ещё не вышел на экраны. «Оскар» и мировое признание были впереди, а пока Одри искала модный дом, который помог бы ей с гардеробом для новой героини. Кристобаль Баленсиага оказался слишком занят, и предложением актрисы заинтересовался Юбер де Живанши. Так появилось знаменитое платье Сабрины с роскошной цветочной вышивкой, и началась история большой дружбы. Её отголоски мы встречаем по сей день.
Для «Завтрака у Тиффани» Живанши перепридумал маленькое чёрное платье: оно было длиннее и уже, чем у Коко Шанель, что спорило с самой идеей знаменитой кутюрье. Шанель создавала свои платья максимально удобными для обычных женщин, но Живанши сделал ставку на балетную грацию и худобу Одри и не прогадал. Образ Холли Голлайтли, элегантно семенящей в платье-футляре по утренней Пятой авеню, стал одним из самых знаковых в поп-культуре. А тесные отношения с Givenchy продолжались всю жизнь Одри. Кстати, знаменитый аромат L’Interdit тоже посвящён ей.

Мадонна и Жан-Поль Готье
Юбер де Живанши выдавал Одри Хепбёрн замуж в платье собственного дизайна. Жан-Поль Готье пошёл ещё дальше и по его же признанию трижды предлагал Мадонне руку и сердце. Все три раза закончились отказом, но отношениям музы и художника это не повредило.
Мадонна и Готье познакомились в 80-х, а уже в 90-м случился тур Blonde Ambition: там дебютировало знаменитое бра-конус. История его создания — максимально в духе Готье. Первый прототип примерил плюшевый медведь Нана, любимая детская игрушка дизайнера. Наблюдая за своей бабушкой, элегантной парижской медсестрой, маленький Жан-Поль пытался повторить её корсеты и макияж на подручном предмете. Однажды он вырезал два конуса из картона и прицепил мишке на грудь. Образ остался в памяти, и десятилетия спустя Готье докрутил дизайн для Мадонны.
Тур Blonde Ambition стал мировой сенсацией, возмутил Ватикан вольным обращением с религиозной символикой и вознёс бра-конус в фэшн-пантеон.

Рената Литвинова и Демна Гвасалия
Стоило, конечно, написать «Дэмна»: актриса называет его именно так, на грузинский манер. Дружба и творческое сотрудничество обоих начались больше пяти лет назад. За это время Рената стала одним из главных коллабораторов Демны. В 2019 году она впервые вышла на подиум Balenciaga — в чёрном кружевном платье-сорочке и с гипертрофированно острыми скулами. Прослеживалась связь с костюмами работы Демны для фильма «Северный ветер», там Рената тоже ходила в чёрном.
На его показах Актриса появляется регулярно — либо в качестве модели, либо друга, либо и в том, и в другом. А для её недавней постановки «Священное чудовище» дизайнер создал 40 костюмов, чтобы ни один из семи запланированных спектаклей не повторялся. Рената известна творческой верностью и про Демну, как и про Земфиру, говорит: «Эти люди навсегда». И, судя по соцсетям актрисы, «в Дэмне» она действительно ходит всё время.
