Человеку нужен человек: спектакль «Эмигранты» в «La’Театре»

29.09.2023
Алена Соколова

— Ты о чем писать собрался? — О тебе. — Не-е-ет, ты о какой-то пакости хочешь написать. А кому это нужно? — Людям. — У людей своих пакостей хватает… (с) Из спектакля «Эмигранты», реж. Павел Любимцев

Социальная драма — самый тяжелый жанр для переосмысления. Ведь в каждой истории об обществе и взаимодействии людей в нем любой зритель найдет что-то свое: болезненно-сокровенное, почти интимное, о чем не принято говорить вслух, но что мы все видим каждый день на улицах любого города любой страны.

В «Lа’Театре» не прекращает подбирать необычный репертуар, и на этот раз на сцене поставили пьесу Славомира Мрожека, польского писателя и драматурга. «Эмигранты» были написаны в 1974 году, когда сам автор находился в эмиграции в Париже, и по действию, репликам и настроению актеров видно: тот, кто прописывал эти строчки, точно переживал происходящее сам.

В центре истории два героя, волей случая оказавшиеся в одной съемной подвальной картине. Сначала они предстают перед нами как полные противоположности: один рассудительно-проницательный интеллигент с книжкой, другой — высокомерный и горделивый, похожий на павлина в своем стремлении удивить окружающих, щеголь. Вот только с течением времени роли меняются, и гордецом оказывается как раз тот, кто прячется за книжными страницами. А главным несчастным и разбитым — павлин, чей хвост раскрывается разве что от отчаяния.

Будьте очень внимательны к этой пьесе, потому что в ней очень много смысла и идей. Рассматривать ее как спектакль о чем-то одном — будь то разница социальных слоев, мечта, проблема капитализма или беды пролетариата — глупо: здесь все закручивается в один огромный узел, распутать который может только полное погружение на дно экзистенциального ужаса.

Обычный рабочий, приехавший на заработки для своей семьи, ворует чай и спички у своего более богатого соседа. Сосед ставит жестокие эксперименты: на что готов опуститься «крестьянин» в погоне за материальным благополучием. Оба ведут себя как отъявленные мерзавцы, но почему-то не спешат разойтись… Ответ оказывается неожиданно трогательным и очень важным. Все дело в том, что человеку нужен человек.

В любом месте — особенно в чужой среде — нам необходима поддержка. Обсудить за чаем последние новости. Услышать ворчливое «доброе утро». Или даже знать, что после тяжелой рабочей смены можно прийти домой и кто-то поставит для тебя чайник. Вот это — одна из самых важных сложностей эмиграции: найти своих там, где ты считаешься чужаком без знания культуры и языка. И если ты находишь своего — можно мириться с любыми несоответствиями в характерах и идеалах. Каждому нужна своя стая.

Отдельно хочется отметь удивительное преображение актеров коллектива «Белый шар» Сергея Беляева и Максима Демченко. Под режиссурой Павла Любимцева (кстати, руководителя коллектива) они действительно вызывают у зрителей самые разные эмоции — от отвращения до жалости, от презрения до сочувствия. Интересно, что оба артиста также играют в детском спектакле «Когда взрослые спят» — и там их абсолютно не узнать в ролях очаровательных сказочников!

Ближайший показ спектакля «Эмигранты» — 22 октября.

Фото: La'Театр

Читайте также

Москва выходного дня: куда сходить 26-27 ноября
Москва новогодняя: чем заняться на праздничных выходных
Второй день «Сделано в России»: фоторепортаж
Рецензия на «Я ничего не помню» в «La’Театр»: спор оптимиста с пессимистом
Продолжая просмотр настоящего сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов Cookie и иных методов, средств и инструментов интернет-статистики и настройки, применяемых на сайте для повышения удобства использования сайта, а также, в определенных случаях, для продвижения услуг АНО «МЭЦ», предоставления информации о предстоящих мероприятиях и соглашаетесь с пользовательским соглашением